Консультация психолога

Консультация психолога

 

 Как способствовать развитию внимания будущего ученика.

  С каждым днём жизнь современного человека становится всё более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов, многообразие форм массовой культуры приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для успешного решения возникающих проблем. Происходящее в обществе изменения не могут не сказываться на системе образования. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования как к развитию детей в целом, так, в частности, и к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат.

Как показывает практика, одной из актуальных для начальной школы является проблема развития внимания. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников, вчерашних дошкольников.

Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства, как они проявляются у детей дошкольного возраста.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются яркостью и отчётливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

Выделяют 3 основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Послепроизвольное внимание возникает как бы само собой. Без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников: детей привлекают яркость, эмоциональность предметов окружающего мира. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока в сознании сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. С возрастом. В процессе игры, обучения. общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения, когда приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В 5-6 лет под влиянием самоинструкции у ребёнка возникает элементарная форма произвольного внимания. Внимание более устойчиво в активной деятельности, играх, при манипуляциях с предметами.

В процессе деятельности могут возникнуть интерес и увлечённость, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного. Его развитие, становление приходится на младший школьный возраст.

Психологи обнаружили, что, как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. В исследованиях установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.


Как защитить интересы своего ребенка

 Даже в детсадовской жизни найдется немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребенка. Самая распространенная ситуация -  проведение разного рода исследований (тестирования) без информирования родителей и без получения от них разрешения на эти действия в отношении их ребенка. Педагоги чаще всего объясняют необходимость проведения такого рода исследований образовательной практикой, необходимостью оценить результаты развития ребенка. Как правило, все завершается тем, что воспитатели выстраивают рейтинговые таблицы (столько-то детей показали высокий уровень развития, столько-то — средний, столько-то — низкий). На самом же деле, педагоги обязаны использовать подобные действия, прежде всего для оценки эффективности своей собственной деятельности, а полученные результаты — для того, чтобы искать и находить индивидуальные, подходящие для каждого конкретного ребенка методы и приемы.

 Как предотвратить проблему

 Прежде всего, стараться быть в курсе событий. На родительских собраниях надо не просто безропотно выслушивать мнение педагогов об «усвоении ребенком программы», а спрашивать о том, какими они видят сильные и слабые стороны, достижения и перспективы ребенка, что они делают для того, чтобы помочь ему достичь лучших результатов, что предлагают делать вам, родителям.

   Обязательно обсуждайте с педагогами все тревожащие вас ситуации. Лучше пусть вас посчитают излишне внимательными родителями, чем недосказанное вами будет мешать ребенку жить.

   Не принимайте на веру все негативное, что говорят о малыше педагоги. Прежде всего, нужно получить факты, подтверждающие их мнение. Для этого обязательно используйте свое право присутствовать в группе, наблюдать за ребенком среди сверстников. Вполне возможно, что вы увидите те факторы, которые вызывают негативное поведении е ребенка, и поймете, что дело вовсе не в нем.

   В случае, если вы увидели подтверждение мнения воспитателя, не принимайте это как трагедию. Ребенок растет и развивается, так что правильным будет решение — обсудить ситуацию и предпринять совместные действия в пользу малыша.

   Будьте уверены: если этого не сделаете вы, не сделает никто. 

назад

Дата последнего обновления страницы 20.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»